№6  11 февраля 2001

 

 

 

Журнал

 

 

Рубрики

 

 

 

Горячая тема | Фокус | Россия | История с обложки | Экономика | Мир | Общество | Культура

 

Книжная полка

Совпадения считать неслучайными
Мифотворчество в режиме реального времени

Екатерина Болелая

 
  Издательство "Магазин искусств" в серии "Библиотека галереи «7 гвоздей»" выпустила 
книгу в нетрадиционном жанре – роман-репортаж. Именно так определила свой текст 
Кира Сапгир, назвав его "Ткань лжи". Издатели предусмотрительно оговорились, что "не 
принимают претензий по изложенным фактам и приведенным документам и не несут 
ответственности за высказанные мнения, которые являются личными мнениями автора". 
Претензии, несомненно, будут. Все персонажи "репортажа", как и полагается в этом 
публицистическом жанре, реальные. А чтобы имена и события никто не счел бы 
совпадениями, автор, не упустив никого из пойманных в сетку повествования героев, дает 
обильные, подробные документальные сноски. И этот "подвально-примечательный" текст 
цепляет не меньше художественного, тем более что всегда любопытно проверить 
собственные догадки. Кто такой, скажем, "Судьбоносный титан Властеницын" или "поэт 
Педуард Архидэев".
 
Впрочем, Кира Сапгир и сама не стала абстрагироваться от этого хлесткого текста, 
поскольку роман ее не только репортаж, но и автобиография, в которой она, главная 
героиня – Кинтия Синдром, жена поэта Гомера Синдрома. Лингвистические маски, 
скрывающие автора и персонажей, существуют в рамках романа по законам 
литературным, хотя и на реальных событиях основанные. Текст отчетливо 
структурирован, тем прелестней эмоциональность заполняющих этот постмодернистский 
каркас междометий.
 
Кира Сапгир пишет о третьей волне парижской эмиграции – "дисси". Вообще, в ее  
романе множество неологизмов и Обозначений. Именно так, с большой буквы, она 
именует все, что является константой, формо- и времяобразующими величинами – 
Метрополия, Ветер Изгнанья, Чужбина. В патетике этих терминов одновременно: и стеб, 
и пафос, и мифотворчество, и карнавал. Локальное обличение узкой среды превращается в эпос об уходящей эпохе, которую она довольно беспощадно оборачивает "Тканью лжи". 
Беспощадность тем очевиднее, что эпоха эта (в данном случае не только как временное 
явление, но и географическое) выбрана ею, ими, многими, в твердом уме и ясной памяти.
 
Миф сложен, герои и боги по вполне языческой традиции, персонажи далеко не 
положительные, окружающая среда агрессивна: вокруг опасности, измены и 
предательства. Кто-то из упомянутых собирается на это обижаться?
        

| cодержание |

Напишите отзыв на этот материал

Ваше имя

E-mail

Комментарий

 

 

 

Hosted by uCoz