|
|
Книжная полка Совпадения считать неслучайными Екатерина
Болелая
Издательство "Магазин искусств" в серии "Библиотека галереи «7 гвоздей»" выпустила книгу в нетрадиционном жанре – роман-репортаж. Именно так определила свой текст Кира Сапгир, назвав его "Ткань лжи". Издатели предусмотрительно оговорились, что "не принимают претензий по изложенным фактам и приведенным документам и не несут ответственности за высказанные мнения, которые являются личными мнениями автора". Претензии, несомненно, будут. Все персонажи "репортажа", как и полагается в этом публицистическом жанре, реальные. А чтобы имена и события никто не счел бы совпадениями, автор, не упустив никого из пойманных в сетку повествования героев, дает обильные, подробные документальные сноски. И этот "подвально-примечательный" текст цепляет не меньше художественного, тем более что всегда любопытно проверить собственные догадки. Кто такой, скажем, "Судьбоносный титан Властеницын" или "поэт Педуард Архидэев". Впрочем, Кира Сапгир и сама не стала абстрагироваться от этого хлесткого текста, поскольку роман ее не только репортаж, но и автобиография, в которой она, главная героиня – Кинтия Синдром, жена поэта Гомера Синдрома. Лингвистические маски, скрывающие автора и персонажей, существуют в рамках романа по законам литературным, хотя и на реальных событиях основанные. Текст отчетливо структурирован, тем прелестней эмоциональность заполняющих этот постмодернистский каркас междометий. Кира Сапгир пишет о третьей волне парижской эмиграции – "дисси". Вообще, в ее романе множество неологизмов и Обозначений. Именно так, с большой буквы, она именует все, что является константой, формо- и времяобразующими величинами – Метрополия, Ветер Изгнанья, Чужбина. В патетике этих терминов одновременно: и стеб, и пафос, и мифотворчество, и карнавал. Локальное обличение узкой среды превращается в эпос об уходящей эпохе, которую она довольно беспощадно оборачивает "Тканью лжи". Беспощадность тем очевиднее, что эпоха эта (в данном случае не только как временное явление, но и географическое) выбрана ею, ими, многими, в твердом уме и ясной памяти. Миф сложен, герои и боги по вполне языческой традиции, персонажи далеко не положительные, окружающая среда агрессивна: вокруг опасности, измены и предательства. Кто-то из упомянутых собирается на это обижаться?
Напишите отзыв на этот материал
|
|
|||||||||||||||||