Яков Кротов
Дневник литератора
С 2 по 9 февраля 2001 г.
К оглавлению "Дневника литератора"
К предыдущей главе
Отдельно указатель к новостям
религиозной жизни в составе "Дневника"
Иностранные новости
Кира Сапгир (Иностранец,
6.2.2001), 22 года в эмиграции во Франции, зарабатывала гаданием и т.п.,
оп. мемуар "Ткань лжи". Во время путча "рассказывала историю
про одного московского знакомого наркомана. Он, когда ему не на что было
купить продукт, вороал очередную икону из родительской коллекции, а потом
устраивал показушное самоубийство. Но однажды он случайно сделал передозировку
и превратился в труп. Горбачев ... совершил то же самое".
Причину склок среди
эмигрантов объясняет интересно: в брежневскую эмиграцию на Запад подались
те, кто в СССР жил привилегированно, на службу не ходил. "Они не то
что не подчинялись начальству, они его не знали, Как Адам и Ева не ведлаи
греха. А в эмиграции они с начальством столкнулись и впали в грех. Познали
начальство. Вспомните, что случилось с человечеством после грехопадения --
родовые муки, войны, предательства". Отсюда, кстати, следует, что Бог --
не начальство. А вот грех (и змий) -- начальство.
Интервьюер Никита Алексеев:
"Несколько раз бывал у Никиты Струве, начальник парижской YMCA-Press ... Там
была атмосфера морга". Сапгир: "в этой конторе ... кончают с
собой. Несколько дней назад повесился Владимир Аллой. Правая рука Струве,
он когда-то изгнал из "Имки"по приказу Солженицына старика
Морозова, проработавшего там много лет и бесконечно преданного
"русскому делу". Морозов повесился".
Единственное, где Сапгир дала
маху (правда, она не была категорична), так это тут: "Я подозреваю,
что над "Континентом" распростерла крылья Лубянка. Я думаю, это
было причиной смерти Владимира Емельяновича Максимова. Он сдал журнал и
знал, кому это надо".
Я проработал в
"Континенте" с января 1995 до августа 1998 г. Лубянкой там и не
пахло - иначе бы меня там не было. Был просто дубль "Нового
мира", даже чуть более либеральный, чем "НМ" нынешний.
Австрияк Йорг Хайдер на
съезде своей партии Свободы призвал правительство отказаться от выплат
компенсаций евреям, пострадавшим при нацизме. "Шпигель": Хайдер
обвинил президента Еврейской культуры общины Ариэля Музиканта в том, что
тот "собирается поживиться за счет приютившей его Австрии"
(Известия, 24.1.2001). Вот есть все-таки в зле -- и именно в зле наглом,
сорвавшемся с цепи, не прячущемся -- какое-то обаяние. Не обаяние порока
(ну какое там у порока обаяние!), а именно зла. Все-таки падший ангел -
все-таки ангел, и отблеск этой черноты в бесноватом завораживает в самом
прямом смысле слова.
Легкоатлет Джонатан Эдвардс
прибыл в Самару, выступил на местных соревнованиях (прыгнул), дал интервью
Мв. Глебову (Известия, 2.2.2001). Корреспондент - известно, что Эдвардс
верующий, а о чем он молится? Эдвардс: "Во всяком случае, не о том,
чтобы помочь утановить рекорд. Просил помочь легкой атлетике стать еще
более популярной в мире, чтобы, как и футбол, оказаться в центре
общественного внимания". И под серию: классический пример апофатики:
Интервью с Серг. Маковецким (Вечерняя Москва, 1.2.2001) актер, р. 1958. На
вопрос: "Вы верующий человек?" - "Да, и поэтому на тему веры
никогда не разговариваю".
Российские новости
"Выйду замуж. Интим не
предлагать".
Не так же ли мы, дорогие
братья и сестры, хотим Бога?
Николай Солдатенков в статье
об Афоне (сам неверующий - но имеет право туда приехать, а женщина, пусть
святая, не имеет) мимоходом лягается: "Тень спецслужб и большой
политики до сих пор витает над Русской православной церковью".
Ханжество агностиков не лучше религиозного. Спецслужбы уважают, а вот тень
спецслужб мешает уважать Церковь - вы святые, будьте лучше нас, грешных.
Мытари, которые специально делегируют вперед фарисеев, чтобы сохранить
право мытарить окружающих.
Кстати о тенях. Продолжают
щучить НТВ, продолжают говорить, что НТВ не настоящая оппозиция, а лишь
чучело ее (Дм. Быков). Верно, НТВ - тень оппозиции. Но люди разумно
поступают, вступаясь и за тень, которую бьет - ведь это моя тень, я-то
оппозиция не чучельная. По той же причине я заступаюсь за иеговистов, за
мунистов, за сайентологов: они, конечно, лишь тень истины, но гонят их не
за то, что тень, а за то, что истины.
Юлия Латынина (Новая газета,
5.1.2001) объясняет, почему некоторые долги большевики согласны платить
(Лондонскому клубу), а некоторые - нет. Долги Лондонскому клубу - это долги
коммерческим банкам, реструктурировали их так, что вместо 32 млрд. Россия
теперь должна 41 млрд. "Люди, которые знали о перспективах
реструктуризации заранее, могли заработать на этом пару миллиардов. Вел
переговоры ... Михаил Касьянов". Решили уплатить долги советского Внешторга,
которые уже давно обесценились, а теперь опять подорожали - кто их скупил
заранее, разбогател. Выплачивается долг "Высокоскоростных
магистралей" - акции стоили копейки, теперь подскочили в цене, их
владельцы разбогатели. "Еще Касьянов обещал выплатить 16 млрд. руб.,
которые, по подсчетам оборонной промышленности, должно ей государство. ...
оборонщики производили на свой страх и риск танк, не значившийся в
оборонном заказе, а потом говорили государству: "Ты нам должно".
Вы будете смеяться, но и с этими долгами та же история - тот, кто скупит
или скупил их за треть цены, сделает очень выгодный бизнес с
бюджетом". А Парижскому клубу долги - это"не самим себе или своим
банкам, фирмам и офшоркам, а нормальным западным государствам".
Максим Гликин (Общая газета,
8.2.2001): один из бывших руководителей минэкономики объяснил, что Бородин
попросил на реставрацию Кремля 2 млрд. долларов при том, что все инвестиции
в бюджете составляли 2,5 млрд. Когда ему объяснили, что Дума не пропустит
такого, он сказал: "Ну тогда дай мне пять миллионов тонн нефти. Я
согласился - куда денешься!" Конвертировать нефтяные квоты в доллары
было поручено доверенному спецэкспортеру "МЭС" - фирме,
учрежденной подмосковным конезаводом и Московской патриархией. По оценкам
экспертов, "МЭС" перекачала за бугор даже не пять, а восемь
миллионов тонн нефтепродуктов. ... Бородин на "МЭС" обиделся,
посчитав, что она не доплатила ему 45 миллионов долларов".
Римма Казакова, первый
секретарь Союза писателей Москвы выступила в защиту реставрации Кремля:
"Сама живу не во дворце, а скорее в хижине... Но дворцы тоже должны
быть .... То, что мы здесь сегодня видели, как и русские песни, это основа
нашей самодостаточности в хорошем смысле. Это не потому, что мы такие
ограниченные остолопы, а потому, что нам есть что любить".
Явлинский (Общая газета,
28.12.2000, с. 5): "В известной книге Карла Поппера "Открытое
общество и его враги" он называет двух врагов открытого общества:
фашизм и коммунизм. Российский опыт показывает, что есть еще один враг: отсутствие
гражданского общества, закона и веры (известно, что Россия - маловерующая
страна").
Стилистически шероховато
(гражданское общество и открытое общество - не одно ли?), но главное -
страны не бывают мало- или много- верующими.
"Яблоко"
единогласно проголосовало за президентский проект о партиях. Проголосовали
и прочие партии, но с них какой спрос. Как ранее верхняя палата Думы
одобрила свое упразднение, так теперь нижняя палата фактически сдалась.
Надеются "улучшить" закон во втором и третьем чтении.
В сущности, из компромисса
делают идол -- не понимают смысла компромисса, не умеют обсуждать
компромиссы, и под лозунгом "искусство компромисса" порабощаются
в надежде на то, что рабовладелец окажется добрым. И лучше самонадеянность
и упрямство, чем такое идолопоклонство. Лучше не только в духовном
отношении (самонадеянный человек губит себя, но может спасти другого, холоп
губит и себя, и других). Лучше практически: уж сколько раз за историю
тоталитаризма игра с ним в поддавки была проиграна, а все двигают шашечки,
двигают...
В Краснодаре по благословение
еп. Исидора создан Православный центр милосердия памяти Николая Второго,
первым делом организовавший сбор теплых вещей для солдат в Чечне (Труд,
26.12.2000). Каков патрон, таково и милосердие: громкоголосое и
милитаристское.
Лоренс Стерн, "Жизнь и
мнения", т.5, гл. 19, самый конец (с. 321 издания БВЛ): "Отсюда
было бы удобно извлечь отличную мораль, но у меня нет для этого
времени". Сто лет спустя это аукнулось у Кэррола, где герцогиня все
время извлекает из всего мораль и потому явно страдает хронопатией.
Съезд правозащитников. То-то
меня туда не тянуло: Валерия Новодворская (Новое время, №5, 4.2.2001),
брани которой можно доверять (а вот похвалам - нельзя; в этом Новодворская
прямо противоположна Церкви) поясняет, что съезд был прикормлен властью. Не
дали слова Подрабинекам, постановили одобрить силовые операции в случае
неуспеха переговоров с Масхадовым, дали слово коммунисту
"правозащитнику" Мироновому, Сергею Ковалеву прислали записку с
просьбой не ругать президента.
Николай Журавлев
(Литературная газета, 7.2.2001) грустно о Максиме Соколове: был символом
новой журналистики, стал "символом странной эволюции многих его
собратьев по перу, продавших свое мастерство и ум в обмен неизвестно на
что. Можно подумать, что им кто-то угрожал. ... тяжкое зрелище
самовторичности. ... Уже в фельетонах в "Телеграфе" и в
"Известиях" г-н Соколов демонстрировал то, что актеры называют
"голым приемом" - одни затверженные технические навыки без
признаков одухотворения. ... Ирония - право свободного человека. В
противном случае это убогое высокомерие". Абсолютная ирония - вот юмор
Христа, ибо только Он - вполне свободный человек. Нельзя улыбаться не
потому, что Иисус не улыбался, а именно потому, что Он один улыбался с
полным правом.
К вопросу о номенклатурном
иррационализме. Когда-то оправдывали отсутствие реформ тем, что в стране
плохи дела. Теперь лидеры СПС объясняют, "что стабильно высокие цены
на нефть, обеспечивающие постоянный приток денег в казну, позволяют
повременить и не торопиться с проведением этих реформ" (А.Рыклин,
Д.Хитаров, Итоги, 6.2.2001, с. 18). Хорошо нам - мы лежим отдыхаем. Плохо
нам - мы лежим болеем. Вот когда вспомнишь - "умереть - не
встать"; воскресение - это восстание.
В той же статье критика
Явлинского, видимо, Хакамадой: "Явлинский 8 лет говорит
"нет", что бы ни происодило, и что? Что-нибудь изменилось?"
А что, собственно, должно меняться? Религия три тысячи лет говорит
"нет" греху - что, пора остановиться?
Ир.Андреева (Итоги, 6.2.2001)
критикует новый Налоговый кодекс, п.ч. в нем благотворительность обозначена
как "денежная помощь организациям науки, культуры,
образования,здравоохранения и социального обеспечения, частично или
полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов". То есть,
помощь отдельному человеку - не благотворительность, только государственным
или полугосударственным учреждениям. Церковь, кстати, тоже выпала из
списка.
Надя Кеворкова (Новая газета,
8.11.2001, с. 7): очерк о Никольской церкви в Малом Ваганькове (за домом
Пашкова), где выставлен портрет Распутина. "Духовные чада отца
Александра Меня служили молебны об убитом, но их за эти действия сильно
ругали "жидовствующими".
Спорят, улыбался ли Христос!
А как не спорить, когда милиция отказывается принимать фотографии, где
человек снят улыбающимся. Милиция ссылается на постановление, где разрешена
"легкая улыбка", трактуя это так, что никаких "гримас"
не должно быть, так что лучше быть серьезным. Представитель пресс-службы
МВД: "Фотография на паспорт -- дело серьезное, Улыбка тут не вполне
уместна. Разбираться легкая она или нет, никто не собирается". Зам.
нач. УВИР Москвы Анат. Туз: "От улыбки искажаются черты лица".
Пограничики якобы могут задержать хмурого человека, если в паспорте он
улыбается (Павел Волошин, 5.11.2001, с. 24).
А если человек в паспорте
хмурый, а на пограничника улыбается? Впрочем, конечно, наши пограничники
принимают меры, чтобы при взгляде на них улыбаться не хотелось. Не
улыбаемся: боимся, Создатель нас не узнает. Не верим, что Создатель
способен улыбаться, глядя на нас: все стережем границу между добром и злом.
Так и помрем пограничниками, не успев эволюционировать в человека.
Кстати о границах. Ив.
Езерский (Итоги, 6.2.2001) похвально о новом доме в Курсовом переулке: дом
чуть крив, потому что точно повтряет границы дореволюционного участка.
"Краеведение - это ведь не только память, это - дословно - знание того
края, за который не стоит вылезать, но который при случае можно и
заострить. И если два переулка сходятся под острым углом, то можно это
подчернуть, как и сделал Скокан, далеко вынеся козырек крыши".
В Челябинске председатель
комиссии по правам человека при губернаторе Екат. Горина с двумя
милиционерами разогнала молитвенное собрание глухонемых иеговистов (159
человек). Райсуд отказался принять иск иеговистов. Сколько писали об общине
православных глухонемых в Симонове монастыре! Любим убогих, но только
правильных убогих. Убогие, которые не хотят быть нашими убогими, это не те
убогие, которые нужны Богу.
Забавно: Горина помогает
комитету Совета Европы, парламентарию из Португалии г-же Агуара, писал
доклад "об устранении религиозной дискриминации Свидетелей
Иеговы" (Московские новости, 6.12.2001, с. 18, Серг. Иваненко).
Взрыв на Белорусской,
неподалеку от меня. Уже объявили чеченским терроризмом. Почему чеченцы в
Чечне устраивают самопожертвования - взрывают себя с десятками наших
солдат. Почему так поступают палестинцы. И только в Москве они не решаются
на это? Чем дальше, тем очевиднее, что взрывы организуют те, кто обязан
бороться со взрывами. Как с гибелью отца Александра Меня: ясно, что ее
организовали те, кто должен был (и мог бы) найти его убийц.
В Екатеринбурге мэрия
определила, что самая неприбыльная профессия - ювелиры. Среди работников
муниципальных мастерских бытовой сферы ювелиры получают меньше всех (546
рублей). Вакансий на эти места нет (Серг. Авдеев,
Известия, 2.2.2001).
Суббота, 3 февраля 2001 г.
Министр вн. дел Рушайло торжественно вручил Патриарху в храме Христа
Спасителя маленький ларчик-реликварий с мощами ап. Андрея и ап. Иакова
(которого?). Комментарии: драгоценные реликвии святой Руси. Реально: в 1988
г. австрийские католики подарили Патриархии к юбилею (интересно, мы
чем-нибудь отдарили?). А тут почему-то "святыню" дали
Ставропольскому митрополиту, который хранил ее у себя, после смерти ее
взяли родственники, теперь вот племянник попробовал продать. Наверное,
дадут срок. Хотя на месте адвоката я бы подчеркивал, что официально ларчик
нигде не был оформлен (наверняка!), так что кражу, собственно, совершил
епископ.
P.S.
"Труд", 9.2.2001, с. 3: "Что касается "продавца",
то он, "повинившийся и прощенный", был отпущен домой". Слава Богу!
Бывший управделами
Генпрокуратуры Назир Хапсироков назначен помощников управделами президента
(Сегодня, 2.2.2001). Ядовитый комментарий Шендеровича по ТВ: это именно тот
герой, который, по утверждению Путина в период его бытность Дзержинским,
предоставлял квартиру Скуратову для развлечений. Сам Хапсироков о себе:
"Я, конечно, не первое лицо в прокуратуре, но и не второе". О!
Это не Халкидонский догмат - три ипостаси, две природы... тоже мне, диво.
Полупервое лицо - большевистская антропология.
Анатолий Курчаткин
(Литературная газета. 31.1.2001): "В послесталинском Советском Союзе
... посещение церкви для хозяйственного и партийного чиновника было таким
же привычным ритуальным действом, как посещение партсобрания и сидение в
президиуме. ... Ничуть не веря ни в Христа, ни в Аллаха, ни в пресловутый
Абсолют, они тем не менее регулярно ползали в храмы, ставили свечки и молились
там ... чтобы оказались сговорчивыми ревизоры, чтобы минул их
начальственный гнев".
Сказано лишь
широковещательно, чтобы вполне принять это как историческое свидетельство,
но правда то, что государственный атеизм так же не мешал номенклатуре
"заигрывать с Боженькой", как сегодня наличие православного
духовника не мешает номенклатуре глушить водку. Все-таки перестройка не
была резким разрывом с предшествующим временем, она довела некоторые
тенденции до конца (другие же похоронила).
Далее
|